Гостиничный бизнес — основы, требования и риски

Гостиничный бизнес простыми словами

Содержание статьи:

Гостиничный бизнес — один из наиболее привлекательных сегодня видов предпринимательской деятельности. При грамотном подходе, привлекательном соотношении «цена-качество», верной рекламной подаче и пр., гостиничное дело может показать отличный уровень рентабельности и окупаемости.

С начала 2000-х годов в России, ровно, как и во многих западных странах, количество фирм и людей, занятых в данной сфере, возросло и продолжает увеличиваться. По показаниям официальной статистики, за последние 15 лет число предприятий гостиничной сферы в РФ выросло на 30%. При этом в России в большинстве регионов наблюдается нехватка отелей бизнес и премиум класса, а вариантов эконом-класса с достойной репутацией — и того меньше.

Что значит гостиничный бизнес — простыми словами

Гостиничный бизнес — это сфера предпринимательской деятельности, целью которой является получение прибыли за счет предоставления услуг размещения гостей в специальных помещениях и определенного сервиса. Согласно букве закона в РФ,  данный вид деятельности выделен в отдельный ОКВЭД — код номер 55 «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания» и его подкатегории.

Что значит гостиничный бизнес простыми словами?

 

Гостиницы, отели и хостелы классифицируются по международной системе стандартов, простыми словами, по количеству звезд у заведения. В России указанная классификация также актуальна. В некоторых восточных странах действует иная система классификации по баллам. В РФ звезды присваиваются, исходя из количества баллов, набранных предприятием по утвержденным нормативам.

Категории звездности гостиниц и уровня сервиса:

  • Без звезд. Эта категория предполагает минимальный набор функционала, с самым необходимым для размещения: спальное место, горячая вода, отопление, один туалет на 10 человек и т.д. Площадь одноместного номера – не менее 9 кв. м. Гостиница без звезд должна набрать 11 баллов по нормативам.
  • Одна звезда (или категория D). Недорогой вариант размещения со скромным сервисом: уборка (необязательно ежедневная).
  • Две звезды (категория C). Низкобюджетный тип, предусматривающий один или два варианта номеров. В заведении с двумя звездами неотъемлемое условие — ежедневная уборка комнат.
  • Три звезды (категория B). Гостиница среднего ценового диапазона. Номера отелей такого класса убираются ежедневно, включают санузел, телевизор, личный холодильник. В трехзвездочном отеле в размещение включается набор дополнительных услуг на выбор: прачечная, спортивный зал, столовая или кафе, парковочное место и пр. Типы комнат различные: одно-, двух-, трехместные, семейные и др.
  • Четыре звезды (категория А). Требования для таких отелей подобные трехзвездочным, но в данном случае смена постельного белья происходит каждый день, обычно есть кондиционер, обязательны средства индивидуального ухода за телом и волосами на каждый день. Номера в отеле 4* значительно дороже, однако для удобства гостей предлагается масса услуг за дополнительную плату: от глажки одежды – до индивидуальных экскурсий.
  • Пять звезд (Люкс). Номера класса Luxe в целом подчиняются требованиям гостиниц 4*, но приветствуется дизайнерское оформление, эксклюзивные услуги отеля, вроде отдельно закрепленной за постояльцем прислуги, обширная площадь комнат, мебель и предметы интерьера премиум класса, собственные рестораны и т.д.

 

Классификация гостиниц в соответствии с гостиничным бизнесом

Чтобы изучить бальную систему и основные требования к площади номеров, количеству средств ухода, полотенец, интенсивности освещения, наполнению комнат и прочие нормативы, следует почитать ГОСТ 51185-98 и «Порядок классификации объектов туристской индустрии» от 11.07.2014 г. № 1215.

Актуальность инвестирования в гостиничный бизнес в России

В 2005-2006 годах в стране ожидали настоящего туристического бума. Ориентация государственных органов на внешний и внутренний туризм дарила инвесторам уверенность в привлекательности инвестиций в данную сферу. Однако кризисный 2008 год изменил планы и настроения во всем мире, а в России особенно. Туристская сфера была одной из тех отраслей, что пострадали в числе первых. Многие предприниматели тогда не выдержали конкуренции и отсутствия гостей. В течение следующих лет количество предприятий для размещения туристов, туристических фирм неумолимо сокращалось. Помещения перепрофилировались под офисы, пивные заведения и пр.

Актуальность инвестирования в гостиничный бизнес в России

На сегодняшний момент ситуация на рынке размещения изменилась кардинально. Несмотря на кризисное время, привлекательность внутреннего туризма в России подкрепляется многосторонне.

Рассмотрим основные причины развития гостиничной отрасли в РФ:

  • Политика властей относительно туристического предпринимательства. В Московской области и в ряде регионов страны предусмотрены различные налоговые послабления для предприятий отельного направления.
  • Ряд крупнейших международных мероприятий, проводимых в последние годы в стране. Евровидение, Олимпийские Игры в Сочи, Универсиада в Казани, Чемпионат мира по футболу в 2018 году и др. — подобные события обязывают к благоустройству городов, повышению их туристического рейтинга и инвестициям в туристическую отрасль.
  • Рост благосостояния граждан. Состоятельные граждане переживают настоящий туристский бум в последние годы. При этом существующий в настоящее время кризис образовал интересную тенденцию: многие туристы, путешествующие заграницей, в условиях недостатка денежных средств и нестабильной ситуации в развитых странах, перенаправили свой интерес на города и курорты России.

Риски, сопутствующие гостиничному бизнесу

Как и во всех отраслях экономики, инвестиции в туристское направление сопряжено с рядом сдерживающих факторов. Специалисты туристской индустрии отмечают, что прежде чем принять решение об организации подобного предприятия, непременно необходима консультация профессионала данной отрасли, способного взвесить и указать на привлекательность и недостатки того или иного направления.

Риски, сопутствующие гостиничному бизнесу

Финансовое планирование начинается с оценки бюджета. В зависимости от его величины, принимается решение о типе предприятия, количестве предполагаемых постояльцев и степени наполнения предметами быта и услугами. Когда основное направление определено, необходимо тщательным образом оценить предложения рынка, существующие и функционирующие на сегодняшний момент: степень их загруженности, сезонность, ценовую политику и т.д. В зависимости от полученных результатов, принимается решение о создании гостиницы подобного типа, либо рассмотрении других вариантов.

Финансовое планирование включает в себя оценку предполагаемого развития данной отрасли на период окупаемости заведения. К примеру, если согласно вашим расчетам, окупаемость составляет в среднем 10 лет, нужно изучить финансирование региона на грядущие годы, планируемые крупные мероприятия (фестивали, деловые конференции, спортивные соревнования и т.д.), предполагающие наличие туристического потока.

Не стоит забывать и то том, что для запуска гостиничного бизнеса и занимания им своей уверенной позиции на рынке, как правило, нужно учесть затраты на качественную рекламную компанию, предусмотреть акции и скидки для привлечения гостей.

Какие виды гостиниц наиболее распространены

  • Мотель. Как правило, это заведение для размещения путешествующих. Основная целевая аудитория мотеля останавливается на 1-2 ночи, чтобы отдохнуть от дороги или дождаться транспорта. Большинство мотелей располагаются вдоль автотрасс или около транспортных развязок, аэропортов, вокзалов.
  • Хостел. Тип размещения на недлительный срок, с минимумом предлагаемого сервиса. Обычно это несколько кроватей, в 2 уровня, в одной комнате с совместным санузлом и общей кухней. Особенностью хостелов является тот факт, что постояльцы набираются случайным образом, они не знакомы между собой, что отсылает к воспоминаниям об общежитии.
  • Мини-гостиница. Отель с количеством номеров до 40. Такой тип распространен, например, в Санкт-Петербурге, где огромные, некогда коммунальные квартиры, переоборудованы в мини-гостиницы с единой кухней и ресепшеном.
  • Пансионат или полупансион. Обычно небольшой дом, который изначально не планировался под гостиницу. Как правило, принадлежит одному владельцу, который сам проживает в этом доме. Пансионаты и полупансионы не классифицируются по звездам. Пансионат предполагает длительное проживание. Полупансион — это место для ночевки, в котором обычно предлагаются завтраки.
  • Бизнес-отель. Данный тип гостиниц обычно расположен в деловых центрах крупных городов. Клиенты подобных отелей — это люди, приезжающие в командировки с рабочим визитом. К услугам этой категории принято предлагать конференц-залы и комнаты для совещаний.
  • Специализированные гостиницы. Созданы и функционируют для размещения туристов. Престиж зависит от близости к интересующим туристов местам: достопримечательностям, линии побережья, курортным зонам, площадям и скверам и т.п.
  • Апарт-гостиницы. Тип гостиничных номеров, созданных по образу и подобию обычных квартир. Апартаменты включают в себя все удобства, свойственные домашней обстановке. Принцип работы апарт-гостиниц не отличается от прочих, за исключением того, что готовить постояльцы могут себе самостоятельно.

Наиболее распространенные виды гостиничного бизнеса

Для успешности гостиничного дела не обязательно делать ставку на отели премиум класса 4 и 5 звезд. Комфортабельные гостиницы, отвечающие требованиям четырех и пятизвездочных заведений, предоставляющие ряд эксклюзивных услуг, собственных теннисных кортов, тренажерных залов и изысканную кухню, нередко становятся убыточными.  Вне зависимости от бюджета, залогом успеха предприятия является грамотное поэтапное планирование, профессиональное управление и спрос в определенных географических и рыночных условиях.

2 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *